Система логирования параметров ЭБУ.

I2C Логгер реализован идентичным модулем в ПО 251ALL,251ALLv2,J5LS_V43C, J5LS_V43D, J5LS_V43C_TWIN,J5LS_V43C_ONE,J5LS_V46T_E_OLD и J5LS_V46T_F (в последнем случае необходимо выбирать между логгером или регистратором, поскольку регистратор рассчитан на применение штатной памяти 24c04 - кроме того при использовании логгера недоступен функционал "использования калибровок из EEPROM" реализованный в F версии)....

I2C логгер предназначен только для контроля состояния системы и двигателя (в частности контроль таких параметров как температуры давления и обороты) использовать его данные для настройки не допустимо, поскольку параметры сохраняемые логгером имеют меньшую разрешающую способность, чем те же самые параметры, передаваемые в пакетах используемых ПАК "Матрица" для записи логов и настройки. Поскольку I2C логгер постоянно сохраняет последние минуты или часы работы двигателя - он оптимален для поиска тех или иных причин отказов двигателей в эксплуатационных условиях работы системы управления.  Данные в памяти не перезаписываются, если двигатель не работает - таким образом момент отказа может быть обнаружен и проанализирован достаточно точно.

Аппаратные доработки.

Для установки I2C логгера в ЭБУ, его штатная микросхема EEPROM 24С04 заменяется микросхемой большего объема. Система допускает каскадное соединение нескольких микросхем меньших объемов в группы, путем задания на выводах А0 А1 А2 каждой микросхемы ее кода в группе. Доступные варианты:

1) 1x24С512 - 64кб

2) 1xМ24М01 или 2x24C512 - 128кб

3) 1xМ24М02 или 2xМ24М01 или 4x24C512 - 256кб

4) 2xM24M02 или 4xM24M01 или 8x24C512 - 512кб (Если выпустят М24M04 то ее можно в этом случае поставить одну).

Обычно смысла применения более 2х микросхем нет - поскольку это усложняет монтаж и требует печатную плату. Смысла применения разнотипных микросхем тоже не очень много из за усложнения монтажа. Обычно 1-ю микросхему запаивают непосредственно в плату а 2ю на нее 2м этажом. При этом адресную ногу, отвечающую за выбор 2й микросхемы не запаивают. Например для установки 2х 24С512 не запаивают ногу А0 (пин1) на 2й микросхеме - ее подключают к +5в. В случае установки 2-х М24М02 не запаивают ногу A2 (пин 3) на 2й микросхеме - ее подключают к +5в (пины 1 и 2 тоже можно не запаивать так как в этой микросхеме они не используются). В общем смотрите даташиты на соответствующие микросхемы.

В прошивке устанавливается тип (объем) микросхем памяти в флагах конфигурации логгера.

Такой же тип (объем) должен быть установлен в файле ECU.INI  в разделе соответствующем номеру блока, который вы собираетесь записать. Так же в блоке в обязательном порядке должна быть установлена микросхема DS2401Z. Объем задается в килобитах.

I2C_LOGER=512 (512кбит 24с512). варианты - 1024 (М24М01)  2048 (М24М02) 4096 (М24М04).

Если этот объем не задан в файле ECU.INI или микросхема DS2401Z в блок не установлена - функция логгера блокируется!

Принцип записи.

Логгер представляет собой непрерывный кольцевой буфер с размером определяемым объемом памяти и частотой записи. Таким образом обеспечивается сохранение последних N минут работы двигателя. Запись возможна при двух условиях - 1. двигатель работает. 2 - не установлена связь с диагностическим оборудованием по протоколу KWP. Таким образом логгер не может работать в случае, если подключено любое внешнее устройство связи (например приборная панель) - так как логгинг должен в этом случае обеспечиваться этим устройством.

Наборы параметров.

В программе реализовано 2 пакета по 8 параметров в каждом. Однако пользователю доступно только 7 из них в каждом пакете. Каждый пакет имеет свой устанавливаемый интервал записи.

Быстрый пакет - Интервал устанавливается от 50 до 250 миллисекунд (таким образом скорость записи максимум 20 минимум 4 пакета в секунду).

Медленный пакет - интервал записи в диапазоне от 1 до 5с (таким образом скорость записи максимум 1 минимум 0.2 пакета в секунду).

Пользователь может установить по желанию любые 14 параметров для записи. Независимо от пользователя в быстром пакете сохраняется "положение дроссельной заслонки". Параметры частота изменения которых высокая (например обороты и давления) - необходимо располагать в быстром пакете, параметры с низкой частотой изменения (например температуры)- в медленном. 

Чтение данных.

Осуществляется из ПАК "Матрица" из меню под кнопкой "логер/регистратор". В этом же меню есть функция стирания памяти.

Вкл-выкл.

Для отключения логгера "период 1 пакета" установить = 0.

Для отключения только 2-го пакета его период установить в 0.

Расход памяти и динамические параметры записи-чтения.

Тип установленной в ЭБУ памяти Число пакетов которое можно сохранить Время чтения кольцевой памяти (62500kbit K-LINE) Время записи (минут) при периоде 1 = 50мс периоде 2=500мс (22 пакета в секунду) Время записи (минут) при периоде 1=100ms период 2=1s (11 пакетов в секунду)
24с512 8191 1 минута 22 секунды 6.2 12.4
M24M01 16383 2 минуты 45 секунд 12.4 24.8
M24M02 32767 5 минут 30 секунд 24.8 49.6
M24M04 65535 11 минут 49.6 99.2

Ресурс памяти..

Из таблицы выше можно понять, что перезапись ячейки происходит в самом худшем случае 1 раз в 6 минут. Для памяти такого типа производители гарантируют более 1 миллиона циклов перезаписи. Что дает ресурс в 6 миллионов минут работы двигателя, или 100 тысяч моточасов. При средней скорости в 40 км.ч ресурс будет исчерпан при пробеге около 4 миллиона километров.. 

Список параметров (номера) v1.01 для задания в качестве переменных логгирования в CTP-3.21 .

Номер параметра Название параметра
5 обороты двигателя
6 целевой состав смеси
7 состав смеси с ШДК (если подключен к ЭБУ)
8 Давление в ресивере
9 УОЗ
10 Положение РХХ
11 Поправка COEFF от ДК (если есть ДК)
12 Температура ОЖ
13 Температура воздуха
14 Температура ОГ (если есть ДТОГ)
15 Температура заряда
16 Скорость автомобиля
17 Передача
18 DC wastegate
19 Давление топлива (если есть датчик)
20 Давление масла (если есть датчик)
21 Температура 2 (если есть ДТВ2)
22 Температура масла (V46 если есть датчик)
23 Температура топлива (V46 если есть датчик)
24 Напряжение питания ЭБУ
25 Состояние выходов микросхемы HIP0045
26 Обороты турбины (251ALL если есть датчик, билды после 11.03.2021) 
 

В принципе по запросу можно добавить любые параметры которые имеются в системе....

Влияние на работу ПО в ЭБУ (загрузку процессора)..

Логгер спроектирован таким образом, что позволяет измерять загрузку ПО процессора, изменяя обороты на имитаторе ДПКВ-ДФ. Счетчики задающие интервалы пакетов реализованы в разных задачах с разным приоритетом. Так же они не накапливают ошибки (важно для того чтоб события были в реальном времени ЭБУ). В нормальном состоянии (достаточно производительности) пакеты сохраняются строго синхронно как заданно, так как счет не зависит от приоритета задачи. Если производительности микроконтроллера ЭБУ не хватает - медленный пакет задерживается относительно быстрого (частота записи падает) т.к. его счетчик оказывается в "перекрытой" задаче. Оценивая этот процесс можно понять когда начинаются проблемы... Стоит заметить, что этот тест на очень перегруженном ПО - на любое число цилиндров и с любым репером. При том имитируется самый сложный с точки зрения ресурсов из возможных реперов 60-2.   

Так же были измерены периоды записи в 251ALL в режиме "8 цилиндров" там перекрытие главного цикла без логгера начиналось на 6300RPM срыв управления форсунками с логгером происходит на 7900RPM (логгер не влияет на управление форсунками - их приоритет выше).

 

Дополнение.

Практическая эксплуатация логгера на одном из автомобилей показала, что возможна ситуация, когда произошел отказ двигателя но момент отказа по логу установить не удалось - так как событие предшествующее отказу в памяти оказалось не сохранено. При разборе ситуации выяснилось, что непосредственно в момент отказа двигателя пилот повернул выключатель массы и таким образом некорректно обесточил ЭБУ - это привело к срыву цикла записи и не сохранению указателей. Причиной в данном случае является неграмотное включение в систему выключателя массы! В результате были выработаны следующие обязательные требования к электрическому подключению проводки системы впрыска на автомобиле с функцией логгера:

1) Постоянное питание ЭБУ на 18 пине не может быть отключаемо от аккумулятора любыми способами, кроме как: либо физическим снятием клеммы "плюс" аккумулятора, либо извлечением из проводки плавкого предохранителя 15А расположенного в этой цепи! 

2) Силовые массы ЭБУ (14-24) не могут быть отключаемы от аккумулятора любыми способами, кроме как: либо физическим снятием клеммы "минус" аккумулятора, либо непосредственным откручиванием клемм в цепях механических соединений от силовой массы ЭБУ до "минуса" аккумулятора! 

3) Обеспечение глушения двигателя выключателем массы допускается единственным возможным способом - разрыванием плюса поступающего в цепи зажигания (клемма 15 - 27 пин ЭБУ и модули зажигания) с помощью дополнительной контактной группы выключателя массы.

Штатные системы защиты от пожара в проводке Январь-5.1 (fusible link и плавкий предохранитель в цепи 18 вывода ЭБУ) обеспечивают все требования по безопасности системы, и их вполне достаточно для длительной безаварийной работы в том числе при физическом повреждении проводки, что подтверждено постоянной эксплуатацией более 1 миллиона автомобилей снабженных этой системой. Колхоз с выключателем массы в этих цепях недопустим!

(с) 2018-2021 Maxi(РПД). Копирование материалов ресурса без разрешения автора запрещено.