Работа П.О. J5LS_V43C и J5LS_V46С на системах с 3-мя или 6-ю цилиндрами.

Работа с двигателями с 3-мя и 6-ю цилиндрами возможна для всего набора поддерживаемых блоков. Январь-5, Январь-7 и Микас-7. При этом естественно есть некоторые свои особенности в работе каждого блока. Все блоки для работы так или иначе приходится аппаратно дорабатывать, что требует от пользователя наличие соответствующих навыков. 

Во всех блоках реализовано полностью фазированное (6 каналов) управление форсунками и wasted-spark (метод холостой искры) трех канальное управление зажиганием.

Во всех блоках кроме Январь-7.2 так же реализовано управление давлением наддува и возможность работы с моментным РХХ.

К блокам Январь-5 3-х канальные катушки подключаются через доработанные коммутаторы. К блокам Январь-7 (только 16v блоки) напрямую. К Mikas-7 2 катушки подключаются напрямую а одна через доработанный коммутатор. 

Доработка блока Январь-5: сводится к установке в него еще одной микросхемы TPS2814D 2-м этажом с разводкой канала зажигания с выхода P5.3 процессора через дополнительный драйвер на вывод 32 ЭБУ как и 2 других канала - это довольно известное решение поэтому подробно останавливаться на нем не будем. В случае если предполагается использование моментного РХХ. (выводы 31 и 36) так же надо удалить диод VD7 связанный с 17 выводом ЭБУ. * 

Для более устойчивого управления коммутаторами резисторы R45 R50 и вновь устанавливаемый резистор рекомендуется уменьшить до 100-120 Ом.

Для блоков Микас-7: так же надо установить микросхему TPS2814D вместе с ее обвязкой в пустое место на плате. (такая доработка уже описана тут). В блоке Микас-7 два канала зажигания управляются встроенными ключами а для 3-го необходим внешний коммутатор (доработанный карбюраторный Астро). Необходимо удалить диод связанный с 23 выводом. Установить все элементы в цепи второго входа датчика детонации (если предполагается использовать оба датчика).

Для блоков Январь-7: необходимы стандартные доработки под ДАД (описаны тут) и установка дополнительных ключей типа 1NV04P однако затворы этих ключей необходимо поднять над платой и проводами подключить к следующим выводам процессора: *

Затвор DA11 - (управляющего 26 выводом ЭБУ) к сигналу P5.1 процессора (вывод 43).

Затвор DA12 - (управляющего 28 выводом ЭБУ) к сигналу P4.5 процессора (вывод 70). Проверьте наличие земли на 3-м выводе DA12 - в некоторых платах есть ошибка в разводке и земля там не разведена. В этом случае надо замкнуть 3 вывод на землю (3-й вывод ключа DA11). (Эта ошибка как правило есть в более новых платах - Автел 63.3763 301b и Ителма с меткой R.13, в платах старых - 301a и R.7 ошибки нет)

3-х цилиндровые атмосферные ДВС на ЭБУ Январь-7.2 могут быть настроены с минимумом доработок (в частности допаивать каналы форсунок не нужно - достаточно использовать те, что есть в режиме попарно параллельного или фазированного впрыска). 

Управление давлением наддува и адсорбером возможно в блоке Январь-5 - в случае применения шагового РХХ штатно. С моментным РХХ давление наддува управляется с 54 вывода ЭБУ Январь-5, работа с адсорбером не возможна. В блоке Микас-7 так же возможно управление давлением наддува (используется 32-й вывод ЭБУ) - работа с адсорбером не возможна. В Январь-7 невозможно управление давлением и адсробером! 

 Во все блоки должен быть установлена микросхема DS2401! (В Я5.1 и Микас - на штатное место. В январь 7.2 по схеме аналогичной инженерному ЭБУ). Иначе работа блоков с П.О. не возможна.

 * - смотрите схемы соответствующих ЭБУ доступные например на чиптюнере.

Общие требования к схеме синхронизации системы с положением коленчатого вала.

Система проектировалась для использования штатных датчиков синхронизации двигателя BMW M50. Для определения положения коленчатого вала используется диск - 60-2.  В ВМТ 'базового цилиндра номер 1' должен находится 15 зуб диска (начало зуба)!  Изменение ни типа ни количества зубьев на диске ни его положения относительно коленчатого вала в системе не возможно. 

Допускаются только ДВС с интервалом вспышек  = 120 градусов ПКВ! У многих это вызывает определенные проблемы понимания. Поэтому я расскажу, как это определяется:

1) При снятых головках блока и вращении коленчатого вала в ВМТ всегда должны ОДНОВРЕМЕННО находится 2 цилиндра из 6ти!

2) Для рядного двигателя коленчатый вал симметричен и шейки расположены с углами 120 градусов при этом 3 оси проходят через 2 шейки каждая.

3) Для двигателя с развалом цилиндров 90 градусов - шатунные шейки в паре имеют развал 30 градусов. 

4) Для двигателя  развалом цилиндров 60 градусов все 6 шеек колен вала расположены через 60 градусов симметрично.

5) Для двигателей с трамблером - если рассмотреть крышку трамблера снизу то все 6 штифтов на нем должны находится с равными угловыми промежутками в 360/6=60 градусов.

Захват положения датчика фаз производится при прохождении 1-го зуба ДПКВ (т.е. все стандартно для Января). В случае если однозначное определение фазы не возможно - репер ДФ необходимо переделать (как это сделать описано в статье установка на иномарки). При этом цилиндр находящийся в конце фазы впуска в момент 1 зуба ДПКВ при состоянии выхода датчика ФАЗ = "0вольт" считается 1-м цилиндром во внутреннем представлении П.О.. 

Порядок работы двигателя в ПО принят как 1-5-3-6-2-4. Двигатели БМВ в зависимости от типа могут иметь ВМТ цилиндра 1 и 6 как на зубе 55 или на зубе 15, по сути нет разницы - при этом  поскольку базой системы является 15-й зуб диска, в случае если ВМТ 1 цилиндра оказывается на  55м - управляющий сигнал цилиндра 1 подключается к форсунке 5 цилиндра ИТД по кругу (см таблицу). Т.е. цилиндры смещаются по кругу так - чтоб 1-м по внутреннему представлению П.О. оказался тот у которого в ВМТ 15 зуб диска. 

Порядок работы различных двигателей https://en.wikipedia.org/wiki/Firing_order

Управление топливоподачей и диагностика форсунок.

В ПО реализовано полное фазированное индивидуальное управление топливоподачей всех 6-ти цилиндров с теми же критериями настройки фазы что и у 4-х цилиндровой прошивки. Корректно так же подается асинхронное топливо ускорительных насосов - во все 6 цилиндров. Однако после пуска пусковая асинхронная топливоподача идет только в 4 базовых цилиндра, что теоретически не должно сказываться на запуске ДВС, т.к. асинхронная подача не является обязательной. (в более поздних версиях асинхронная подача на пуске- так же во все 6 цилиндров)...

В ПО реализована диагностика 2х дополнительных форсунок и реализовано прямое управление для всех форсунок. (Диагностика только с комплекса "Матрица"). 

Для нормальной работы двигателя подключение форсунок должно строго соответствовать описанию в таблице ниже. Ошибки не допускаются!

Сводная таблица подключения форсунок и клапанов в системах с 3-мя или 6-ю цилиндрами.

для двигателей с 6 цилиндрами и базовым принятым порядком работы 1-5-3-6-2-4.

Порядок работы цилиндров принятый в ПО LS для 6-ти цилиндровых ДВС Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра Январь-5.1 шаговый РХХ Январь-5.1 моментный РХХ Январь-7.2 Микас-7 Номер форсунки (цилиндра) двигателя М50 (штатный репер - 55 зуб ВМТ 1цил)
форсунка 1 15 23 23 27 17 5
форсунка 5 35 36 5 28 23 3
форсунка 3 55 35 35 7 35 6
форсунка 6 15 31 17 26 5 2
форсунка 2 35 16 16 6 16 4
форсунка 4 55 34 34 47 34 1
Управление давлением - 17 54 нет 32 -
Фазовращатель - 54 нет 11,29 нет -
Адсорбер - 5 нет нет нет -

Для двигателей 3 цилиндра при порядке 1-3-2. (в скобках при порядке 1-2-3)

Порядок работы цилиндров 1-3-2 Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра Январь-5.1 шаговый РХХ Январь-5.1 моментный РХХ Январь-7.2 Микас-7
форсунка 1 (1) 15 23 23 27 17
форсунка 3 (2) 55 35 35 7 35
форсунка 2 (3) 35 16 16 6 16
Управление давлением - 17 54 нет 32
Фазовращатель - 54 нет 11,29 нет
Адсорбер - 5 нет нет нет

Управление зажиганием.

В ПО применена методика управления накоплением и ограничениями полностью соответствующая 4-х цилиндровому ДВС, т.е. с пределом времени накопления = 174 грд пкв при тактности 120. Соответствие управляющих выводов цилиндрам см в таблице: В ПО реализовано попарно параллельное зажигание с холостой искрой для всех типов блоков и прошивок (включая 3-х цилиндровые схемы.)

Цилиндры (внутреннее представление LS) Зуб диска 60-2 в ВМТ соответствующих цилиндров Пин управления коммутаторами Январь-5 Пин катушки Январь-7 Пин Микас-7 Связь катушки с цилиндрами двигателя BMW М50 (55зуб ВМТ 1ц)
1 и 6 15 20 2 20 (катушка) 5 и 2
5 и 2 35 32 4 21 или 52 (коммутатор) 3 и 4
3 и 4 55 1 5 1 (катушка) 1 и 6

Многоискровой режим зажигания на пуске не реализован.

В Январе-7 необходимо контролировать систему защиты по току. Возможно потребуется установка дополнительных резисторов соединяющих сток ключей с землей блока. 

Результаты тестирования П.О. на имитаторе ДВС - максимальные обороты двигателя.

Несомненно одной из проблем работы прошивки могло стать значительное увеличение нагрузки на процессор в ЭБУ т.к. отдельные функции П.О. требуют теперь на треть больше времени выполнения. Однако в случае чего у этих проблем было как минимум 2 решения, которые применять не пришлось. П.О. построено по системе приоритетов и такие функции как главный цикл вообще могут длительное время не выполнятся, что никак не влияет на работоспособность двигателя. Наличие связи с ПК определяет возможность получения параметров диагностической сессии (автоматической настройки системы). После теста были получены следующие данные:

тип ЭБУ и применяемое П.О. Обороты потери связи при диагностике Потеря управления форсунками Сброс ЭБУ с потерей управления всеми исполнительными устройствами
Январь-5.1 J5LS_V43C_4C >12000 13300 в прошивках LS невозможен.
Январь-5.1 J5LS_V43C_6C >10200 10620
Январь-7.2 J7LS_V43C_6C >9380 10400

Таким образом до 9000 как минимум особенных проблем в работе П.О. 6-ти цилиндрового ДВС быть не должно. Участок 9400-10200rpm если он вдруг будет необходим в случае чего придется настраивать в ручную.  

Контроль детонации.

В прошивке применен индивидуальный контроль детонации каждого цилиндра. В случае применения одного датчика детонации для всех цилиндров удаление датчика от цилиндров может быть компенсировано в П.О. с помощью программного аттенюатора. Для блоков Микас-7 (при доработке) возможно применение двух датчиков детонации и выбор канала датчика уже для каждого цилиндра индивидуально. Таким образом если на базовом двигателе разработчики использовали 2 датчика детонации наиболее рационально для работы с ним использовать ЭБУ Микас-7. Такая же ситуация с V образными двигателями с большим развалом. 

В калибровках контроля детонации для трехцилиндрового двигателя  установить значения как на картинке ниже:

Для 6-ти цилиндрового в этой калибровке все значения должны быть = 0. 

Общие рекомендации по сборке и запуску.

За базовую проводку можно взять вазовскую 21103-11.  Набор датчиков и исполнительных механизмов в общем случае аналогичен 4-х цилиндровым ДВС. 

Если система после сборки не видит оборотов - измените полярность у ДПКВ.

Отличие от П.О. TRS 

1) Прошивка существует для любых типов ЭБУ с процессорами С509. 

2) Схема лицензирования не предусматривает взимание платы с "каждой машины" - достаточно наличия нашего программатора.  

3) Отсутствуют ограничения по времени накопления зажигания - отсутствуют ограничения по энергии искры, точность управления временем накоплением зажигания (полностью аналогичная базовому алгоритму 4ц ДВС) выше - а диапазон накопления шире. Таким образом возможно гарантированное и без проблемное управление ДВС с высокой удельной мощностью по каналам зажигания. 

4) Индивидуальный контроль детонации для каждого из 6-ти цилиндров с индивидуальной адаптацией шума по каждому из 6 цилиндров  (в TRS контроль вообще не работоспособен хотя формально он там парный есть).

5) Применение стандартного репера с четко определенной схемой включения цилиндров обеспечивает 100% повторяемость в настройке системы. 'Фаза впрыска' и методика ее настройки полностью совпадает с прошивкой 4 цилиндра в случае грамотного монтажа системы. Таким образом все наработки по 4ц двигателям могут быть перенесены в 6-ти цилиндровое П.О. - с гарантированным соответствием всех реализованных законов управления и параметров управления.

6) Асинхронная топливоподача при ускорении работает для всех 6 цилиндров (в TRS только для 4х).

Установка системы на Subaru H6 boxer (Outback 2001 MY)

Двигатель без фазовращателей! Используются катушки с встроенными ключами зажигания, таким образом подходит только ЭБУ Январь-5.1 датчик фаз - Холл. ДПКВ- индуктивный. таким образом все датчики подходят, система может быть установлена без изменения проводки как имплант. Диск репера 36-2-2-2 переделывается в 60-2 под 15 зуб ВМТ 1 цилиндра (не ошибитесь с направлением вращения). Диск репера ДФ переделывается по требованиям описанным выше. все это делается со снятием двигателя с машины.

Датчиков детонации штатно 2 - Январь поддерживает только 1. В данном случае можно поставить мостик из стальной пластины и расположить датчик посередине. Штатные датчики хотя и являются широкополосными имеют внутри контакт между 2 пином разъема и землей. Для Января это не допустимо поэтому необходимо заменить датчик на датчик BOSCH или от ВАЗ 2112.

Порядок работы цилиндров у этого двигателя 1-6-3-2-5-4, геометрия: ход 80  диаметр 89.2, степень сжатия 10.7

Подключение исполнительных механизмов к двигателю Subaru H6 Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра Пин ЭБУ Январь-5.1
форсунка 1 15 23
форсунка 6 35 5
форсунка 3 55 35
форсунка 2 15 17
форсунка 5 35 16
форсунка 4 55 34
катушки 1 и 2 15 20
катушки 3 и 4 55 1
катушки 5 и 6 35 32
Клапан переключения впуска - 38
Моментный РХХ - 31
Управление давлением - 54
Адсорбер - нет

Между управляющими выводами катушек и ЭБУ Январь ставятся резисторы по 200 Ом (6 штук). В самом блоке - 510 Ом в цепях управления зажиганием меняется на 100 Ом. 

Установка системы на базе ЭБУ Январь-5.1 на трехцилиндровый двигатель 1KR-FE Toyota

Двигатель с фазовращателем на впуске. Порядок работы цилиндров двигателя - 1-2-3. 

ВМТ 1цилиндра выставляется совмещением меток на шкиве генератора. - при этом используется отдельно стоящая метка - см. фото.

Репер 60-2 крепится на шкиве генератора. Напротив 15 зуба в ВМТ 1 цилиндра ставится ДПКВ от мотора ЗМЗ-406! Для крепления можно использовать точки крепления штатного ДПКВ как опору кронштейна.

 После установки 60-2 и ДПКВ снимите клапанную крышку и проворачивая двигатель выпресуйте съемником  все штатные штифты с реперного кольца датчика фаз. Сам датчик фаз заменяется на штыревой датчик Холла от ВАЗ 8v, для чего немного рассверлите посадку в ГБЦ. При снятой крышке выставьте двигатель в положение - конец фазы впуска 1 цилиндра, 1-й зуб на ДПКВ контролируя его по кулачкам впускного распределительного вала. В этом положении просверлите новое отверстие в кольце по центру окна датчика фаз нарежьте резьбу М6 и вкрутите кусок сектора 45 градусов на герметике с зазором до датчика фаз 1.2-1.5мм. При сверлении использовать пылесос и магнитную ловушку для исключения попадания стружки в масло.

(на нашем двигателе центр сектора пришелся как раз на заводскую риску на распределительном валу)

Электронная дроссельная заслонка заменяется на дроссель от троссовой модели Shevrolet lacetti или Daewoo Nexia 16v  (наиболее подходит по креплению на штатный ресивер). Или от двигателя ВАЗ (придется городить переходник). Режим работы в ПО выбирается с шаговым РХХ. Все остальные датчики на двигателе можно оставить оригинальные. Однако мы заменили датчики детонации и ТОЖ Вазовскими (это удобнее в дальнейшей эксплуатации).

С двигателя необходимо удалить систему рециркуляции ОГ с клапаном и планшайбой на впуске. Все ее каналы - заблокировать.

Распиновка ЭБУ Январь-5.1 для работы с двигателем 1КR-FE (указаны только отличия от штатной системы).

1КR-FE функции Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра пин Январь-5.1 (шаговый РХХ)
форсунка 1 15 23
форсунка 2 55 35
форсунка 3 35 16
Катушка 1 15 20
Катушка 2 55 1
Катушка 3 35 32
Фазовращатель - 54
Клапан управления наддувом - 17 (в случае турбо)
Адсорбер - 5

Флаги установить:

 Форсунки 23250-40020 - 200сс. ДАД выбрать из списка в "Матрице".

Видео: Настройка авиаконверсии 1kr-fe

Установка системы на базе ЭБУ Январь-5.1 на трехцилиндровый двигатель Suzuki G10

Порядок работы цилиндров двигателя - 1-3-2. 

Распиновка ЭБУ Январь-5.1 для работы с двигателем Suzuki G10 (указаны только отличия от штатной системы).

Suzuki G10 Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра пин Январь-5.1 (шаговый РХХ)
форсунка 1 15 23
форсунка 2 35 16
форсунка 3 55 35
Катушка 1 15 20
Катушка 2 35 32
Катушка 3 55 1
Клапан управления наддувом - 17 (в случае турбо)

Видео: Suzuki G10 турбо на Январе-5.1

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1411897192/0

Установка системы на базе ЭБУ Январь-7.2 на автомобиль СЕАЗ-11116 с двигателем TJ376QE Euro 3 (2008 или позже года выпуска). Штатный разъем - 81 пин.

Вид двигателя представлен на фото. Двигатель практически полная копия Daithatsu CB-23 но оснащен современной системой впрыска, порядок работы цилиндров двигателя 1-3-2.

Комплектация двигателя TJ376QE Euro 3
форсунки  0 280 156 315, 106 cc/min (N-Heptan), 12Ohm
ДАД-ДТВ 0 261 230 013
ДПДЗ 0 280 152 019
ДФ 0 232 103 052
ДПКВ 0 261 210 127
КПА 0 280 142 310
РДТ 3.0 BAR
ДК 1 0 258 006 027 LSF4.2

Для работы используется ЭБУ Январь-7.2 21124 (16v)  проводка в машине никак не изменяется! Для обеспечения корректной работы с ДАД необходимо в цепи 37 вывода ЭБУ (как инженерного так и рабочего) резистор номиналом 5к1 обозначенный по схеме как R10 заменить на 100к (cм. рисунок разводки платы ниже), так же в ЭБУ должен быть установлен чип  DS2401 c резистором 4к7 , других доработок ЭБУ не требуется. Используется спец версия ПО для блока Я7.2 с измененной логикой управления исполнительными устройствами в соответствии с схемой системы и методом синхронизации  по ДПКВ-ДФ (J7LSo643.bin). ПО требует наличия датчика фаз (штатного). Через 7 секунд после запуска управление катушками зажигания из режима с холостой искрой переходит в фазированный режим для экономии энергии.

Перед заменой ЭБУ с автомобиля в обязательном порядке демонтируется катализатор и 2-я лямбда (состояние выходов управления нагревателем второй лямбды не определено - если лямбда останется в проводке может выйти из строя она или блок управления).

TJ376QE функции Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра Раскладка спец-ПО "ОКА3" Штатная раскладка 6-цилиндровой системы для ЭБУ Я7.2
форсунка 1 13 27 27
форсунка 2 33 7 6
форсунка 3 53 47 7
Катушка 1 13 5 2
Катушка 2 33 2 5
Катушка 3 53 4 4
50 пин   реле вентилятора реле стартера
69 пин   реле бензонасоса реле кондиционера
11,29 пин   фазовращатель фазовращатель
70 пин   реле кондиционера реле бензонасоса

Немного об оке

Опель C25XE и др V6 двигатели (Motronic M2.8 55pin).

Порядок работы цилиндров - 135426. Штатный ДПКВ и ДФ подходят. (15 зуб в ВМТ цилиндров 1 и 4). Поскольку на машине установлен ЭБУ Bosch Motronic M2.8 c 55-ти пиновым разъемом для установки ЭБУ Январь-5.1 необходимо просто перепиновать родной разъем. Все датчики и исполнительные механизмы подходят. В случае турбирования ДМРВ надо обязательно заменить на ДАД при этом +5в для ДАД берется с провода питания ДПДЗ.

Однако существует проблема - Январь-5.1 работает с 1м датчиком детонации а на моторе установлено 2. Эту проблему можно решить переносом ДД в развал и созданием мостика из стальной пластины между половинками блока таким образом чтоб ДД оказался как можно более равноудаленным от всех цилиндров..

Опель V6 (С25xe)  Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра Январь-5.1 шаговый РХХ
форсунка 1 15 23
форсунка 3 35 36
форсунка 5 55 35
форсунка 4 15 31
форсунка 2 35 16
форсунка 6 55 34
катушка 1-4 15 20
катушка 2-3 35 32
катушка 5-6 55 1
Управление давлением - 17
Фазовращатель - 54
Адсорбер - 5

 Полную схему перепиновки поводки C25XE можно скачать в разделе Download.

Mazda_v6 1.8 (двигатель K8) а так же двигатели GM V6 с развалом 60 градусов.

Порядок работы цилиндров - 123456. 

Mazda V6 (K8)  Зуб диска 60-2 в ВМТ цилиндра Январь-5.1 шаговый РХХ
форсунка 1 15 23
форсунка 2 35 36
форсунка 3 55 35
форсунка 4 15 31
форсунка 5 35 16
форсунка 6 55 34
катушка 1-4 15 20
катушка 2-5 35 32
катушка 3-6 55 1
Управление давлением - 17
Фазовращатель - 54
Адсорбер - 5

 

 

(с) 2014-2015 emmibox - копирование информации без разрешения автора запрещено.